Гомельский Клуб авторской песни отмечает свое 25-летие. К сожалению, сейчас в Клубе нет никого из тех, кто был в самом начале процесса создания и становления КСП. Думаю, будет интересно познакомиться с несколькими эпизодами нашей недавней истории.
Эпизод 1. Концерт Е. Клячкина.
1975 год. В Гомель из Новосибирского отделения АН СССР переезжает Конструкторское бюро (КБСП). В Новосибирске были сильны традиции авторской песни. Достаточно вспомнить знаменитый фестиваль в Новосибирском Академгородке в марте 1968-го, на котором в числе прочих выступал Александр Галич. В Гомеле КСП в 1975 еще нет, концерты бардов не проводятся, работники КБСП испытывают дискомфорт. В 1975 - 76 гг. в КБСП прибывают пару сотен молодых специалистов - выпускников ведущих ВУЗов СССР, где были сильны традиции авторской песни. "Критическая масса" с их приездом была достигнута, и комитету комсомола КБСП была поставлена задача - начать проведение концертов ведущих бардов в Гомеле. .
В начале 1977 г. первый такой концерт состоялся. В большом зале ДК Химзавода выступил ленинградский бард Евгений Клячкин. Организовал приезд барда его давний товарищ Яков Минкин. В оргкомитете концерта, среди прочих, были два Александра - Богоносцев и Дунаев (далее соответственно А.Б. и А.Д.), которые упомянуты в исторической справке на сайте Гомельского КСП. .
Этот первый концерт бардовской песни имел все шансы стать и последним. Как узнали организаторы концерта в процессе его проведения и особенно после, они нарушили практически все правила подготовки и проведения таких мероприятий. Поскольку все "зачинщики" по месту работы и предыдущей учебы характеризовались исключительно положительно, соответствующие органы ограничились профилактической беседой, первым и последним предупреждением и клятвенным обещанием "НИКОГДА БОЛЬШЕ!!!" .
Эпизод 2. Оргкомитет по созданию Гомельского Городского КСП.
Вот тут и возникла первая из регулярно обостряющихся, но постоянно вялотекущих дискуссий на вечные темы "Что делать?" и "Кто виноват?" в гомельском движении КСП. Здоровые силы (то есть те, у кого на это хватало здоровья) решили согласовать все нужные вопросы во всех необходимых инстанциях и создать в Гомеле городской КСП официально. Чтобы официально же проводить концерты и фестивали. .
Оргкомитет по созданию КСП работал с марта 1977 по май 1978 г. Председателем оргкомитета с подачи А.Б. был назначен А.Д., которому и была поручена процедура официального учреждения Клуба. В составе оргкомитета были уже упомянутый Яша Минкин, держатель уникальной фонотеки бардовской песни, Слава Теплышев, прекрасный исполнитель, и др. ребята. .
Вопросы по созданию молодежных организаций и клубов в те времена находились в ведении комсомольских организаций. К примеру, первый слет КСП в Подмосковье состоялся в 1967-ом после принятия соответствующего постановления конференции Московского Горкома ВЛКСМ. .
Гомельский КСП создавался как городской клуб, и решение о его создании принималось Городским комитетом ЛКСМБ. Вторым секретарем Гомельского ГК ЛКСМБ был тогда Вася Матюк (позднее, думаю, очень многим известный как Матюк Василий Константинович), обаятельный молодой человек с замечательным чувством юмора. Его юмор был зачастую слишком тонок для наших юных (в смысле жизненного опыта) КСПшников. Вася Матюк, по моему глубокому убеждению, сделал очень много для того, чтобы Гомельский КСП возник, развился и выжил в тяжелой для движения КСП обстановке 80-х годов XX века (в 1980 был закрыт Грушинский фестиваль, в 1981 - Московский КСП, и т.д.). .
Эпизод 3. Лара.
Во время первой из бесед с Васей Матюком в его рабочем кабинете состоялось заочное знакомство А.Д. с Ларисой Пашук (позднее - Назарова, Грамматчикова,…). Вася сказал: "Это ваш человек - Лариса Пашук? Она весь горком завалила своими письмами. Вот, почитайте." .
В письме было сказано примерно следующее: "Уважаемые товарищи! Во всех уважающих себя городах уже давно есть Клубы самодеятельной песни. Почему бы Вам не организовать такой клуб в Гомеле???…" .
Естественно, Лару мы тут же нашли и поставили в строй. Нужно сказать, что из всей инициативной группы только Лара к тому времени вошла в историю всесоюзного движения КСП. Услышав песню-репортаж Ю. Визбора "Этот город называется Полоцк", Лара задалась целью найти близких и знакомых старшего лейтенанта Григорьева, имя которого значилось на памятнике 22-м героям-гвардейцам, погибшим при освобождении г. Полоцка. И нашла самого Григорьева, даже не знавшего, что он посмертно награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. .
Лара очень много сделала для организации работы и контактов Гомельского КСП с движением КСП всей страны. Но мы её любим не только за это. .
Эпизод 4. Организационный концерт.
Постановление Гомельского ГК ЛКСМБ о создании городского КСП было принято весной 1978 года. Можно было начинать официальную деятельность. Оргкомитет принял решение основным объектом подготовки КСПшных кадров на первом этапе сделать Гомельский Госуниверситет. Сейчас передо мной лежит пригласительный билет на организационный концерт КСП. Читаю текст: "ТОВАРИЩ! Приглашаем тебя на вечер САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. Может случиться, что она станет твоим хорошим другом и постоянным попутчиком. После концерта - организационное собрание ГОМЕЛЬСКОГО КЛУБА САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. Вечер состоится 19 мая в 19.00 в Актовом зале Университета."
Концерт прошел с успехом. Пели А.Б., Слава Теплышев, Каляев, хорошо спетые дуэты и квартеты (все - из КБСП и родственных организаций). Вел концерт А.Д., тогда еще не утративший навыков конферанса в стиле Егора Апломбова из "Необыкновенного концерта" Образцова. После концерта слушатели толпой потянулись записываться в Клуб. В зале среди слушателей была Катя Копелева, в ту пору второй секретарь Областного комитета ЛКСМБ. С этого вечера началось активное сотрудничество Клуба с Обкомом комсомола, которое, кроме организации Гомельских Фестивалей КСП вылилось в многочисленные концертные поездки гомельских авторов и исполнителей авторской песни по всей стране. .
Эпизод 5. Первый, первое, первые…
С сентября 1978 г., после летних каникул, начался первый сезон КСП. Начался еженедельными заседаниями Клуба в помещении ДК местной промышленности. Начинали с "ликбеза" - прослушивания записей бардовской песни на магнитофоне, который приносили с собой. Затем раззнакомились, стали слушать и критиковать друг друга. Пожалуй, первым ярким автором в гомельском КСП заявил себя Ленечка Москалев, студент геофака ГГУ. Слушание его творчества вводило присутствующих в состояние, знакомое фанатам ранней Тани Булановой. Потом появился Витя Матькунов, не менее юный и обаятельный, но еще более жизнерадостный - и спел пародию на песни Лени. Все очень смеялись. И это была первая пародия в нашем Клубе. А потом пошло - поехало….
Было создано первое Правление Клуба. Из оргкомитета в него перешли А.Б., А.Д., Лариса Назарова. От ГГУ - обаятельная Оля Клыго, с роскошной русой косой и голосом главной героини фильма-сказки "Морозко", и серьезный молодой человек Коля Глазырин. Первым Президентом Клуба избрали Н. Глазырина, поскольку у него было больше возможностей для работы со студентами ГГУ - А.Б. и А.Д. часто находились в командировках, да и хотелось на этом посту видеть гомельчанина. Коля оставался формальным лидером КСП до своего ухода из Клуба в 1980 г. Ему помогала Инна, жена Президента. С тех пор как-то повелось, что Президент КСП работает в Клубе вместе со своей Первой Леди. .
А.Д. был избран вице-президентом, и, как оказалось, надолго - он был на этом посту, как сказал бы зиц-председатель Фунт, и "… при Николае Первом - Глазырине, и при Викторе Втором - Матькунове, и при Якове Третьем - Витушенко …" А.Д. постоянно работал в художественном совете и жюри Клуба и фестивалей КСП в Гомеле. Чуть позже к этой работе присоединилась (и вошла в состав Правления) Виктория Хрулькова (сейчас - Островская). Работа худ. совета и жюри была очень важна для Клуба - Клуб воспитывал и растил своих бардов, барды воспитывали и растили свой Клуб, а передаточным звеном, через которые и проходили все силовые взаимодействия, как раз и было жюри. Вклад Виктории в развитие Гомельского КСП переоценить, по моему мнению, просто невозможно. О том, что Виктория прекрасно поет и играет на гитаре, по-моему, в родном КСП не знали… Я думаю, гитару в руки в Клубе она не брала, чтобы максимально сохранить беспристрастность суждений и максимальное право выносить эти суждения. .
Художественным руководителем КСП стал Виктор Матькунов. В Клубе образовался первый замечательный дуэт - Наташа Новикова и Витя Матькунов. .
Сезон 1978 - 1979 года КСП отработал в ДК местной промышленности. Летом 1979 г. состоялось важное событие - выступление ребят из КСП в составе агитпоезда "Молодая гвардия" ЦК ВЛКСМ. Передо мной - газета "Гомельская прауда", № 156(15.983) ад 14 жнiуня 1979 г.:
"…Нiкога не пакiдалi раунадушными песнi у выкананнi Вiктара Мацькунова, Наталлi Новiкавай, Аляксандра Баганосцава. Геннадзь Матухiн и Аляксандр Дунаеу цудоуна справiлiся с абавязкамi вядучых праграмы…"
Поездка была запоминающейся и имела два последствия: первое - Наташа вскоре вышла замуж за бас-гитариста группы "Земляне", участвовавшей в этой поездке, и наш первый замечательный дуэт через какое-то время распался; второе - мы сдружились с художественным руководителем Дома Учителя Геннадием Матухиным и сезон 1979 - 1980 года проводили уже там. .
Эпизод 6. Второй сезон КСП.
Матухин обеспечил для нас новое комфортное постоянное помещение, аудио- технику, магнитофонные кассеты, гитары, струны, расходные материалы, комфортный малый зал, - в общем, хорошие условия для продолжения работы Клуба. Геннадий активно и искренне помогал КСП расти и развиваться, все время, пока оставался на посту зам. директора Дома Учителя.
Во втором сезоне произошло много событий. Пришли новые яркие исполнители и авторы. Возобновились (остановившиеся было после Клячкина) концерты известных бардов. Здесь и начались проблемы. .
Эпизод 7. Первый серьезный внешний конфликт.
Весной 1980 г. в Гомель с концертами приехала Е. Камбурова. Аккомпаниатором у нее тогда работал направленный в ее коллектив после окончания в 1978 муз. училища им. Гнесиных молодой специалист, некто Луферов Виктор Архипович. Поскольку этот молодой специалист был уже известным бардом, мы пригласили его выступить в Клубе. Желающих послушать Луферова было много, поэтому мы договорились провести его в Актовом зале Дорожно-строительного техникума. Концерт состоялся и прошел большим успехом. Правда, одна из записок, полученная Луферовым, была такого содержания:
"…Не знаю, что вынесет молодежь с этого концерта. Но мне непонятен смысл ваших песен и тематика репертуара". (цитирую по тексту автора записки, Е.Валицкой, напечатанного в "Гомельскай прауде", № 51(16.128) ад 13 сакавика 1980 г.). Луферов, конечно, обиделся и ответил, в частности, следующее: "… И вообще, если человек, который написал эту записку, совсем не в курсе и привык слушать по радио только таких певцов, как Кобзон, скажем, и любит только то, что поют эти певцы, то, безусловно, тогда это (имеются в виду песни Луферова) понять трудно." (цитата по тексту аудиозаписи концерта Луферова из статьи "Якая песня нам патрэбна?", опубликованной в "Гомельскай прауде", № 94(16.171) ад 14 мая 1980 г.) Раздались аплодисменты из зала.
Зря он затронул святое (т.е. Кобзона)… Диалог получил-таки продолжение.
В № 51(16,128) областной партийной газеты под рубрикой "Осторожно: халтура" появилась заметка "В песнях… крысы и кошки", в которой ответ Луферова уже выглядел так: "Тема и смысл моих песен такая, как вы имели удовольствие слышать, а если тот, кто задал такой вопрос, не понимает, то этот человек не подготовлен к такому направлению в музыке. Жаль, что наше радио и другие средства популяризируют халтуру, и многие слушатели имеют возможность воспринимать музыку и песни в исполнении Кобзона и ему подобных артистов…"
В Московскую филармонию была направлена информация о недостойном поведении артиста третьей категории Луферова, который, к тому же, в силу своей категории не имел право давать сольные концерты.
Вот здесь пришлось побороться, чтобы в 94 номере той же газеты появилась большая статья, которая по факту была опровержением предыдущей публикации. Здесь Клубу сам по себе ничего бы не смог сделать без активной поддержки и горкома комсомола, и горкома партии. Помогли и полная магнитофонная запись концерта, и то, что не понятые слушальницей стихи принадлежали к мировой художественной классике, и то, что практически все слушатели концерта написали возмущенные письма в редакцию… А ведь в том же году закрыли Грушевский фестиваль, в следующем - Московский КСП, … .
Еще раз огромное спасибо всем-всем-всем участникам - победителям в том сражении. .
Эпизод 7. Название и эмблема Клуба.
Естественно, постоянно возникал вопрос о том, чтобы придумать и принять название и эмблему Гомельского КСП. Объявили конкурс. Ребята принесли свои предложения. Были интересные работы - например, КСП "Башмак" с разношенным башмаком туриста на фоне земного шара. Не прошло - из-за того, что тематика как бы ограничивалась туристской песней. Был вариант названия и эмблемы КСП "Струна". Не прошло - потому что часть авторов клуба уже тогда использовали не гитару, а клавишные. Элементы этого графического решения без слова "Струна" использованы были в эмблемах Гомельских фестивалей КСП. Остановились на чисто текстовой эмблеме "Клуб самодеятельной песни Города Гомеля". Нарисовали ее большую и повесили на занавесе во время концерта. Текст был расположен в прямоугольнике, в три или четыре строки, так, что в нижней строке было написано "РОДА МЕЛЯ", а в предыдущей "ГО- ГО- ". Потом посмотрели, и кто-то в шутку сказал "А не назваться ли нам "ГО - ГО"? Шутка так и осталась шуткой, во всяком случае, при первых трех Президентах - Глазырине, Матькунове, Витушенко - такое название официально не принималось. Не находило консенсуса. Хотя бы потому, что не соответствовало каноническому определению Б.Окуджавы авторской песни как "думающей песни для думающих людей". И о "Пегасиках" в те времена в этом контексте никто не вспоминал. .
Возможно, это название принято позже, после президентства Яши Витушенко? Тогда следы решения должны быть в архивах. .
Эпизод 8. Публикации о первых концертах КСП.
Передо мной - газета "Гомельская прауда" № 91(16.168) ад 9 мая 1980 г.:
"У гасцях - Клуб самадзейнай песнi.
Напярэдаднi Дня Перамогi перад ветэранамi Вяликай Айчыннай вайны, журналiстами газеты "Гомельская прауда" выступiлi члены Гомельскага клуба самадзейнай песнi. Вершы инжынера Беларусскага аддзела УНДIБТ Яугена Касцюкова, уласныя i песнi вядомых самадзейных паэтау у выкананнi студэнткi эканамiчнага факультэта ГДУ Наталлi Новiкавай, рэгулироущыка завода РТА Вiктара Мацькунова, канструктара СКБ Галоурачфлоту Iльi Скоблы, мастака-афармiцеля Аляксандра Валожына, тэхнiка-тэхнолага завода РТА Iрыны Шчадравiцкай i слесара гэтага ж завода Аляксандра Канапелькiна - аб вайне и нялёгкiх франтавых дарогах, аб гераiчным минулым, якое у памяцi нашай - навечна.
Рэдакцыя "Гомельскай прауды" дзякуе членам клуба самадзейнай песнi за цiкавы и хвалюючы канцерт."
Эпизод 9. Первый серьезный внутренний конфликт.
Внешний конфликт обострил накапливавшиеся внутренние конфликты.
Одна из главных причин таких конфликтов - разное отношение к делу, которым мы занимаемся. Марк Твен говорил: "Есть люди, которые исповедуют свою религию, и есть люди, которые используют свою религию". Еще фраза: "Нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве".
Одно из самого ценного, что было заложено создателями КСП в свое детище - это толерантность. В конечном счете, если толерантность есть - клуб развивается, если ее нет - прогноз неблагополучен. .
В Клубе нарастала дискуссия - по какому пути идти? В сторону творческого коллектива, или в сторону просветительно - информационного? Создавать песни или слушать их? Ограничиться посиделками внутри сложившегося коллектива (закрытый клуб), или непрерывно идти вширь и вглубь? .
Делегация Гомельского КСП приняла участие в Московском слете КСП (т.н. "Мокрый слет" 1980 г.). Поскольку опыта участия в таких мероприятиях не было, возникли накладки. Группа участников вышла из автобуса, чтобы пересесть в другой, двери всех автобусов закрылись, и автоколонна ушла. Потом автобус вернулся, но ребята уже спустились в метро и поехали к месту слета своим ходом. Так как место слета, как обычно, было засекречено, то добираться пришлось долго. Потом долго искали палатку гомельчан в палаточном городке. Ну и так далее. .
Президент Глазырин обвинил в случившемся Матькунова и потребовал от Правления вывести Витю из состава клуба. По мнению же членов Правления, Витя если и был виноват, то не больше других участников поездки. Дискуссия нарастала. Президент требовал сменить направление деятельности и заняться воспитанием членов Клуба по стандартным схемам того времени. Необходим был посредник со стороны, уважаемое всеми третье лицо. Сошлись на кандидатуре Ланцберга, тем более, что Ланцберг на Московском слете говорил, что КСП должен быть воспитательным коллективом, и Глазырин это ясно слышал. Лариса Назарова пригласила Ланцберга в Гомель, он ей, естественно, отказать не смог (а кто бы смог?!) и приехал, дал два замечательных концерта. Вечером устроили дискуссию на извечную тему "Что делать" с участием Ланцберга. Разговор проходил на квартире Президента, и Матькунов туда допущен не был. Ланцбергу осторожно, не переходя на суть внутриклубного конфликта, задали вопрос - что он может посоветовать Гомельскому КСП делать дальше, как развиваться? Ланцберг начал говорить, и говорил долго. При этом Президент мрачнел, а А.Б. сначала хмыкал, а потом начал смеяться. Когда его дружно спросили с двух сторон, что его так рассмешило, Саша сказал: "Да просто все это слово в слово нам говорил А.Д., а мы не слушали." После этого Глазырин задал Ланцбергу вопрос, - что он, собственно, имел в виду, когда говорил на слете, что КСП должен быть воспитательным коллективом? Ланцберг объяснил, что это педагогический термин, что воспитательным коллективом называют тот, где воспитание производится на личном примере, где есть сильные личности, которым стремятся подражать воспитуемые. И что, к примеру, в коммунарских отрядах никакие другие формы и методы воспитания, кроме как личным примером, не проходят. И на этом дискуссия завершилась. Опора на Ланцберга не получилась, Президент прекратил встречу, утром Ланцберг уехал, бог весть, о чем они беседовали напоследок.
После этого Президент Глазырин опять потребовал от Правления удаления из коллектива Матькунова, по принципу "или я, или он". Члены Правления предложили ему попробовать поработать по принципу "и я, и он", пытались объяснить, что лозунги типа "В борьбе обретешь ты право свое", "Кто не с нами, тот против нас", "Если враг не сдается, его уничтожают", "Разделяй и властвуй" при создании КСП оргкомитетом не закладывались. Сослались на опыт Ланцберга. На что получили ответ: "А Ланцберг вообще такой-то, такой-то и такой-то". Примирение сторон стало невозможным, и мы расстались. Формальный президент ушел и увел с собой свой личный неформальный коллектив. А Клуб остался….
Эпизод 10. Первый гонорар за выступление в концерте авторской песни.
Так получилось, что концерт Е. Клячкина в 1977 году был платным, и Евгений получил гонорар за выступление, ему был оплачен также проезд. После этого достаточно долго платные концерты в Гомельском КСП не практиковались. Ведущие наши барды тогда тоже разделились на два лагеря, - к примеру, Клячкин гонорары принципиально брал, а Ланцберг не менее принципиально гонораров не брал, хотя против оплаты проезда не возражал. В Гомельском КСП как-то сложилось мнение, что гонорары в КСП - речь неприличная. .
Приехал к нам тогда в Гомель на постоянное жительство Борис Серегин, с женой и ребенком. Пока мы устраивали его на работу, пока решал он все свои вопросы - возникли у него временные материальные трудности. Вот Боря и подошел к А.Д., и спросил: "Скажи, пожалуйста, у вас в Клубе проводятся платные концерты? Я бы с удовольствием выступил за небольшой гонорар." А.Д. такой концерт организовал. Поскольку сделать надо было все срочно, провели это как мероприятие для работников родного КБСП, - Серегин выступил, профком КБСП выделил деньги на премирование, родной ДК химиков бесплатно предоставил уютный Большой зал с прекрасной акустикой, желающие слушатели пришли по бесплатным пригласительным билетам. Концерт прошел прекрасно, слушатели были в восторге. …Вот только из КСП практически никто не пришел. Объявили бойкот. Под лозунгом "Дунаев и Серегин торгуют самодеятельной песней".
Прошло немного времени - и платные концерты в Гомельском КСП стали обычной практикой. .
Так что, уважаемые представители всех "волн" - конфликты приходят и уходят, КСП остается. Давайте начнем делать выводы из нашей же истории, будем жить дружно, и любить авторскую песню (и вообще любое творчество) в себе, а не себя в Клубе авторской песни. Или, как сказал наш великий бард - "Возьмемся за руки, ей-богу!" .
Эпизоды 11, 12, ...
Ну, дальше почти всё уже могут рассказать и без меня, это уже знают многие-многие другие. А я сегодня устал. Годы, знаете ли… Да и малыш требует заботы. Ему всего-то два месяца от роду. А назвали мы его "Клуб Авторской Песни "Сентябрь"". Растить его нам уже проще - все же опыт есть… Так что жизнь Гомельского КСП продолжается - и в Беларуси, и в США, и в Германии, и в Израиле, и, тем более в России… И этот процесс трудно остановить. .
Прошу извинить меня всех тех моих коллег по Клубу, кого я не упомянул здесь и сейчас. Это совершенно невозможно сделать в краткой справке по отдельным эпизодам, тем более, что я не знаю, где кто сейчас находится. Мой адрес есть в гостиной на сайте Клуба. Пишите. .
А я заканчиваю этот текст моей самой любимой строчкой из Арика Крупа: .
Я вас очень люблю, ребята. .
Александр Дунаев.