|
Гомельский клуб авторской песни возник в ноябре 1978 года по инициативе любителей данного жанра, пригласивших в Гомель с концертом известного ленинградского автора-исполнителя Евгения Клячкина (1977 г.). Этими активистами оказались: Лариса Назарова (ныне Граматчикова), Александр Дунаев, Александр Богоносцев, , а неформальным лидером был Николай Глазырин. В 1979 году в клуб пришло большое количество интересных и талантливых личностей, по-настоящему раскрывшихся несколько позднее. Этот первый год жизни клуба проходил в помещении ДК Местной промышленности (ныне ДК Центрального района). В клубовской летописи данный период принято именовать "первой волной".
В 1980 году берёт начало "вторая волна" Гомельского клуба авторской песни связанная с именем второго президента клуба - автора и исполнителя , а также ярких представителей жанра, а именно: авторы , , Александр Воложин, Илья Вареник. А базовым помещением этой волны клуба стал Дом Учителя (ныне Областной дом технического и художественного творчества).
В 1986 году "третья волна" сменила "прописку" клуба на ДК "Гомельпромстрой" (ныне Городской Центр Культуры). Именно в это время начинается один из наиболее активных этапов жизни клуба Это в первую очередь начало проведения городских фестивалей авторской песни (ежегодно с 1986 по 1990), многочисленных творческих поездок, контактов с аналогичными клубами страны. Многие гомельчане становятся победителями конкурсов авторской песни самого разного ранга и самой разной географии. Многое в этой активности связано с третьим президентом клуба Яковом Витушенко, а также с появлением новых ярких имён: Зоя Пархомчук (ныне Гарина), Вадим Речкалов, Борис Серёгин, исполнительский дуэт Виктор и Лариса Матькуновы. Именно в этот период клуб впервые защищает звание "народного коллектива". В эти годы также продолжается традиция первых двух волн - приглашение в Гомель с концертами известных мастеров жанра. В те времена у нас пели: В. Ланцберг и Ю. Лорес, Л. Сергеев и В. Туриянский, Е. Камбурова и Е. Казанцева и Е. Клячкин и В. Луферов, и Н. Сосновская, В. Сергеев и Д. Кимельфельд. К сожалению, в этот период начинается массовая эмиграция участников клуба, что спровоцировало рождение новой, "четвёртой волны".
"Четвёртую волну" клуба можно считать самой неформальной, неоднозначной, противоречивой, но при всём этом она раскрыла множество ярких личностей в самых разных областях творчества и, порой, далеко не песенного и поэтического. Самый демократичный президент клуба , вновь оказавшийся во главе объединения способствовал раскрытию творческого потенциала каждого конкретного человека. Здесь нашлось место и художникам (Виктор Минченко), и литераторам (Сергей Краснобород), и музыкантам (Александр Цыганок), а также интересным, неординарным людям с ярко выраженными способностями психолога и просто "человека мыслящего" (Гала Науменко, Ольга Разумовская, Татьяна Банькова). Очень много в этот период появилось авторов-исполнителей околожанрового течения - бард-рока. Это в первую очередь Александр "Сэр Алесь" Сераков, Валерий Евсеенко, , Юлия "Каталина" Мечик, а также находящихся на грани бард-рока и классической авторской песни: Олег "БГ" Юркович, Наталья Щедровицкая, Олег Ардабьев. Обособленно стоящее имя - Виктория Певзнер, запомнившаяся настолько мелодически яркими песнями, что именно это мешало причислить её творчество к ортодоксальному. Отдельно также стоит сказать о авторском и исполнительском дуэте и Юрия Бурьяницы, эволюционировавшем за этот период от акустического рока до бардовской классики в первую очередь из-за резкого уклона Вячеслава в сторону ортодоксальной авторской песни, которую в этой волне, к сожалению, мало кто представлял. Хотя имена такие были: исполнитель Юрий Болбас и, именно в этот период наиболее ярко себя проявивший, автор Владислав Певзнер (в клубе с 1986 года), Этот период жизни клуба проходил частично в Доме Учителя, а с 1994 года клуб лишился помещения и существовал в виде отдельно взятых групп преимущественно по квартирам участников.
Однако с переходом спустя год в помещение Городского центра детско-юношеского туризма клуб собрался уже обновлённым составом, обусловившим постепенное возникновение "пятой волны". Этот переходный период записал в клубную летопись новые имена, такие как: классический исполнительский дуэт Ольги и Ирины Котовичей, Алексей "Леший" Ильинчик, Валентин Славиковский (г. Речица).
Не смотря на то, что переходный период между двумя волнами затянулся до двух лет, возникновение "пятой волны" произошло резко и дало массу новых имён. Всё это появилось в результате проведения в Гомеле 1-го школьного фестиваля авторской песни. Лауреатами этого фестиваля становились не только участники, но и преподаватели. Именно так в клубе появились и Дмитрий Виноградов. Что же касается учеников, то наиболее яркими оказались Александр Федорович и Олег Тихонов (группа "Вруцелето"), Никита Гаврук, , Люда Демиденко и Юра "Ури" Вислоух (группа "Мало места"), Денис "Махмуд" Концевой, Олег Киселевский. А белорусскоязычный автор Дима Иванов и поэтессы Катя Калинина, , стали лауреатами крупнейшего в СНГ детско-юношеского фестиваля авторской песни "Журавлиная родина" в городе Сергиев Посад (Россия). К периоду "пятой волны" относится также существенное событие - возвращение в клуб после многолетнего отсутствия яркого представителя "первой волны" исполнителя .
К сожалению, многожанровость "пятой волны" значительно оттеснила классическую авторскую песню, что спровоцировало в клубе раскол. С одной стороны - и разножанровая "пятая волна", с другой - авторы и исполнители, сторонники классики жанра. Примечателен один из принципов создания нового клуба - его участники должны были (точнее это было желательно) не просто творить, но и стремиться к сцене, а значит учиться реализовывать себя таким образом. Новая "шестая волна" клуба, т.е. нынешний состав клуба авторской песни - наиболее консервативное творческое объединение, нежели предыдущие "волны". Это продиктовано современными условиями существования жанра авторской песни, подвергающемуся влияниями со стороны эстрадной музыки, разрушающими основную суть жанра - первостепенность поэзии и участие музыки в качестве средства художественной выразительности. Во главе объединения находится своеобразный лидерский совет клуба, а администрированием и организационными вопросами занимается руководитель - . Стоит отметить, что огромную роль в работе клуба играет самый опытный участник - , человек, чьё мнение наиболее значимо при принятии того или иного решения.
Сегодняшний клуб - это сплочённая профессиональная команда, пользующаяся определённым авторитетом и уважением в среде белорусской авторской песни. Большинство участников клуба - лауреаты и дипломанты многочисленных конкурсов авторской песни, как в Беларуси, так и за её пределами. Так, например, в региональном отборочном туре Международного фестиваля авторской песни "Петербургский аккорд - 2002" гомельчане одержали победу в трёх из пяти номинациях, а Ольга Ясюкович и Вячеслав Климович выступили в основном конкурсе этого престижного фестиваля и одержали победу с присвоением звания дипломантов в номинации "дуэты". Однако возможности клуба далеко не ограничиваются участием в фестивалях и конкурсах. Гомельский клуб авторской песни является единственным в своём роде коллективом в Беларуси, способным своими собственными силами без привлечения иногородних гостей подготовить и провести полноценную концертную программу. За последние полтора года нахождения клуба в ГЦК было проведено большое количество самых разных концертов. Это и тематические вечера (памяти Ю. Визбора, первоапрельская юморина, концерт для детей и родителей), и сборные концерты ("Новоселье", "Открытие сезона"), и сольные концерты ведущих гомельских бардов. Кроме того, клуб налаживает и расширяет связи с известными мастерами жанра, которые неоднократно выступали с сольными концертами (Ю. Лорес, В. Байрак, А. Макаренков, А. Кучумов, Ю. Вайханский, С. Каплан, Н. Муратова и др.).
|