К фестивалю авторской песни готовились долго и всерьез. Лет 15 назад такой опыт в Гомеле уже был, здесь прошло целых шесть фестивалей этого жанра. Потом наступили времена, когда было "не до песен". И вот в городском центре культуры, где базируется гомельский клуб авторской песни, изучив все возможности, пришли к выводу, что организовать новый фестиваль и можно, и нужно. Тем более что грядет величественная дата -- 60 лет Великой Победы.
Специфика авторской песни такова, что она не может существовать сама по себе в отдельно взятом городе. Жанр держится на контактах и духовном единстве всех, кто считает его "своим". То есть необходимо слушать других, учиться у них расти и развиваться. Поэтому неотъемлемый атрибут этого вида песенного искусства -- фестивали и слеты.
Самый популярный из них проводится на Волге, близ Самары, этот фестиваль называется Грушинским, поскольку изначально он посвящается памяти туриста-водника Валерия Грушина. В конце шестидесятых он утонул, спасая детей. Спустя год на берегу Волги собрались его друзья-туристы и провели первый слет туристской песни памяти друга. Прошло много лет, теперь этот фестиваль проводится в июле ежегодно. Только нынче он собирает по 200 тысяч и более участников. Проводится в полевых условиях, с палатками. Здесь может выступить каждый желающий на импровизированных сценах в круглосуточных концертах. А главная сцена имеет форму гитары, ее гриф -- трап, по которому проходят на сцену, расположенную на воде. Теперь это уже цивилизованное, обжитое место. А в прежние времена сюда приезжали с карманными фонариками, чтобы освещать ими сцену.
Сейчас выбраться в далекую Самару стало сложно, особенно тем, кто оказался за границей. Поэтому стали популярны менее "раскидистые" фестивали. Один из ближайших значительных проводится в Питере -- "Петербургский аккорд", другой -- в украинском Славутиче. И вот прецедент -- фестиваль в Гомеле.
Затейникам его стали супруги, победители и лауреаты многих фестивалей авторы и исполнители Ольга Ясюкович и Вячеслав Климович. Учредителями, помимо самого клуба и ГЦК, стали горисполком в лице отделов культуры и по делам молодежи, а также областное объединение профсоюзов. По словам Вячеслава Климовича, председатель объединения Леонид Барабанов относитися к жанру авторской песни с особым трепетом, что он и подтвердил своим присутствием на открытии фестиваля с супругой. Спонсорскую помощь фестивалю оказало ООО "Агротехсервис".
На фестиваль съехались около 100 участников. География -- от от Ялты до Костомукши (Карелия). Ребята из Костомукши были очень рады весеннему теплу, т.к. у них еще лежит снег.
В концерте-открытии участвовали очень сильные авторы и исполнители: Александр Мирзаян (Москва), Сергей Каплан (Симферополь), Елена Казанцева (Минск), Ольга Залесская (Минск), Владимир Завгородний (Донецк), дважды лауреат Грушинского фестиваля Виктор Попов (Москва), Алексей Бардин (Полтава), Геннадий Скосырев (Великий Новгород), Татьяна Дрыгина (Москва), Тарас Юркевич (Брест). Это был концерт прекрасной поэзии, подлинного артистизма, искренности и откровенности. Интересной была идея ведения концерта: ведущие не выходили к микрофону. Их силуэты были видны в окне избушки, Игорь Сильченко и Саша Вельянинова пили кофе и в неспешной беседе представляли выступающих.
На другой день с утра прошел закрытый конкурсный тур, определились основные участники конкурса. Вечером состоялся конкурсный концерт, на котором все и определилось. Надо сказать, уровень был достаточно высок, и зрители получили удовольствие.
А в воскресенье прошел бард-марафон -- почетные гости имели возможность попеть для желающих, сменяя друг друга. После обеда состоялся заключительный гала-концерт, где выступили новые дипломанты и лауреаты, почетные гости. члены жюри.
Председатель жюри Александр Мирзаян отметил прекрасную организацию фестиваля и высокий уровень участников. Заключительный концерт шел три часа без перерыва, выступление практически каждого было сюрпризом. Надо сказать, что большую часть дипломов забрали белорусские участники. Это Вадим Мезецкий, Мила Скорнякова, Саша Вельянинова, Мара и Ирина Шмидовы. Андрей Ляшенко и другие. Однако прекрасно выступили и получили награды Александр Топольников из Башкирии и Олег Исаенко из Карелии... Хочется отметить высокую культуру исполнения и светлый образ, созданный единственной девушкой, которая на гала-концерте пела по-белорусски, -- Ольгой Казанцевой, ей достался приз зрительских симпатий. Самобытным было выступление ансамбля босых артистов из Гомеля под названием "Никакненазывается". Добрую улыбку вызвало у зрителей выступление семейного дуэта Телкиных -- маленького Кирилла и взрослого Юрия. Бурные аплодисменты сорвало почти сенсационное выступление гомельского мальчишки Дениса Шугаева, который играл на гитаре и пел совсем как взрослый.
Гран-при фестиваля получил дуэт из Гродно, состоящий из гитариста Сергея Ильюшенко и пышнотелой певицы в радужно оптимистичной шляпке Ольги Головни. Им достался и второй приз зрительских симпатий.
Помимо песен на фестивале звучали и стихи.
Хотя после концерта одна из сотрудниц ГЦК сокрушалась, что зал не был заполнен до отказа, нельзя не признать: фестиваль удался. Во всяком случае, об этом говорили и его участники, и зрители, и даже те, кому не досталось никаких наград. Потому что главные составляющие жанра -- искренность, доверительность, глубокая поэзия -- были в наличии.
Все завершилось песней, которой заканчиваются все бардовские фестивали, -- зал вместе с участниками пел визборовскую "Солнышко лесное".
А в завершение хотелось бы вспомнить факт, приведенный Александром Мирзаяном. Наш фестиваль был посвящен славной Победе. Родоначальник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая...